Экономические показатели, характеризующие важность рекламной деятельности
Общая смета затрат на проведение маркетинговых исследований рынка и проведение рекламной компании включает следующие статьи [1, с.86]:
· стоимость маркетинговых исследований;
· стоимость разработки странички в Интернет;
· стоимость информационной не рекламной статьи;
· стоимость размещения рекламных сообщений в средствах массовой информации.
В табл. 1.6. предлагается приблизительная смета размещения рекламных сообщений [1, с.86].
Таблица 1.6.
План-смета размещения рекламных обращений
Средство рекламы |
График выхода объявления |
Число повторов объявления |
Стоимость единицы площади, р. |
Общие затраты, р./мес. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Страничка в Интернет |
Ежедневно |
Неограниченно |
Установка на сервере 1000/мес. |
1000 |
«Сибирская реклама» |
Еженедельно |
Четыре/ мес. |
39 /кв. см. |
15600 |
«Коммерческие предложения» |
Еженедельно |
Четыре /мес. |
42,9 /кв. см. |
5662,8 |
ИТОГО |
- |
- |
- |
22262,8 |
Абсолютно точно определить эффективность отдельных средств рекламы, рекламной кампании в большинстве случаев не представляется возможным. Существуют два подхода к оценке эффективности рекламной деятельности предприятия [28, с.41]:
· количественный (экономическая эффективность), который показывает степень увеличения объемов продаж под воздействием рекламы;
· качественный (эффективность психологического воздействия), который позволяет оценить степень известности, доверия и приверженности потребителей к товару или компании.
На практике используют как количественный, так и качественный подходы, которые позволяют получить объективные данные оценки рекламной деятельности предприятия.
Специалисты определяют также несколько видов эффективности рекламы, а точнее социальную, психологическую и экономическую эффективности [19, с.118].
Социальная эффективность определяется степенью удовлетворения запросов и нужд потребителей, ее способностью сформулировать определенные навыки, потребности, вкусы, повысить общий уровень культуры, культуру быта, питания.
Психологическое воздействие рекламы проявляется в изменении общественного мнения относительно какого-либо предмета, явления, понятия. Определить данное воздействие возможно только при помощи наблюдения, опроса или эксперимента.
Экономическая эффективность рекламы оценивается по степени влияния ее на объем товарооборота. Она показывает дополнительную прибыль в результате воздействия рекламы. Нет единого подхода к определению эффективности рекламы. Наиболее простой способ – это сравнение товарооборота до и после проведения рекламной кампании. При этом сравнивают товарообороты за периоды (месяцы, кварталы), равные периоду, в течение которого рекламировался товар [19, с.118].