Критерии оценки и меры эстетической ценности

Эстетическая мера, используемая экспертами при проведении оценки качества продукции, имеет несколько разновидностей.

Общая эстетическая мера представляет собой систему качественных и количественных шкал, включающих:

- шкалу наименований или номинальную шкалу, содержащую качественные характеристики эстетического (изящное, выразительное, совершенное, грубое, невыразительное, несовершенное и др.);

- порядковую шкалу, представляющую ранжированный ряд эстетических характеристик (красивое - безразличное - некрасивое; художественное - безразличное - антихудожественное и др.);

- шкалу интервалов, формируемую на базе порядковой шкалы и содержащую качественные и количественные (балльные) характеристики эстетической ценности (лучшие - 5, хорошие - 4, удовлетворительные - 3,плохие - 2, очень плохие - 1).

Реальная эстетическая мера представляет собой систему шкал, совмещенную с рядом базовых образцов, наглядно характеризующих уровень эстетической ценности. В этом случае для проведения оценки эксперт вынужден, прежде всего, ранжировать изделия по уровням эстетической ценности, а проведя такое ранжирование, разместить образцы по шкале интервалов с учетом их фактических ценностных различий. Иначе говоря, для каждого интервала идеальной меры подбирается реальный объект, обладающий соответствующим уровнем эстетической ценности (табл. 1).

В своей практической работе каждый эксперт сознательно или несознательно пользуется реальной мерой, когда производя сравнительную оценку поступивших на экспертизу изделий, устанавливая место каждого из них в ранжированном ряду, образ этого ряда закрепляется в памяти эксперта, и когда на экспертизу поступают новые изделия-аналоги, эксперт мысленно включает эти изделия в ранее сформированный ряд. Он определяет, что вновь поступившее изделие С хуже ранее оцененного им изделия А и лучше изделия В, а новое изделие Д занимает по уровню эстетической ценности промежуточное положение между А и С и т.д.

Таблица 1. Реальная эстетическая мера

Ряд базовых образцов

Ранжированный ряд эстетических характеристик

Ценностные градации и их количественные оценки

1, 1’

Прекрасное, высокохудожественное

Лучшее 5

2, 2'

Красивое, художественное

Хорошее 4

3, 3'

Безразличное (среднее)

Удовлетворительное 3

4, 4'

Некрасивое, нехудожественное

Плохое 2

5, 5'

Безобразное, антихудожественное

Очень плохое 1

Проводя сравнительную оценку и строя ранжированный ряд, эксперт ищет не сходство форм, а определяет уровень их эстетической ценности. Непохожие изделия могут иметь одинаковый уровень эстетической ценности, а близкие по форме - разный.

Это обстоятельство следует подчеркнуть самым решительным образом, ибо до сих пор бытует представление о том, что уровень эстетической ценности якобы устанавливается по сходству форм. Напротив, при ранжировании изделий по уровню ценности эксперт оперирует самыми разными образцами, органично включая в систему ценностей не только привычное, знакомое, но и все новое, незнакомое, оригинальное. На каждом уровне такого ряда могут располагаться многие образцы, имеющие качественно различные художественные решения. При этом эксперт постоянно пополняет и обновляет свои представления об упорядоченной структуре эстетических ценностей.

Перейти на страницу: 1 2 3

На случай если охото, чтоб выходные прошли превосходно, предлагаем осведомиться с услугами наших шлюх. Будьте убеждены, что проститутки Москвы ловки вас задивить.