Исследование внутренней и внешней среды предприятия

В силу специфики работы ЗАО "ДЭС" на рынке предоставления бортового питания международного аэропорта "Домодедово", результаты деятельности фабрики бортового питания тесно коррелируют с пассажиропотоком через аэропорт. В связи с вышесказанным, сезонность деятельности составляет порядка 151,5% (август 2003 г. - 995 000 рационов, февраль 2003 г. - 395 000 рационов), т.е. коэффициент сезонной неравномерности - 2,51.

На основании проведенного анализа, были определены производственные мощности ДЭС в 2003г. на уровне 24000-28000 рационов питания в сутки. Фактический выпуск составил: минимально (в феврале) -14100р/с, максимально (в августе) -32000р/с, или 54% и 120%, соответственно, от общей производительности. Среднегодовая загрузка производственных мощностей составила 84%. Динамика реализации на фоне суммарных мощностей представлена на диаграмме №1.

Диаграмма №1.

В соответствии с прогнозом сбыта на 2004г. и планом технического перевооружения, ожидается увеличение производственных мощностей на 17%. При сохранении тенденции сбыта 2003 года в 2004г. недозагрузка мощностей составит около 1250 000 рационов в год, в том числе в осенне-зимний период от 70 000 до 300 000 рационов в месяц, или от 2 500 до 10 000 рационов в сутки.

Как и в 2003г., в 2004г. остаётся значительный запас производственных мощностей DAS. Данная динамика отражена на графике №1.

График №1.

Как видно из представленных графиков, в пиковый период, объём производства на 21,3% превышает номинальную мощность по выпуску продукции. Более того, были зафиксированы дни, когда суточная выработка составляла свыше 41 000 рационов, что на 33,6% больше номинальной мощности. Данный факт показывает, что помимо недозагрузки мощностей (сравнению поддаются именно номинальные показатели), существует значительный (почти на треть объёма выпуска) задел в увеличении мощности по выпуску продукции за счёт интенсификации труда (сокращение времени на определённый тип технологических операций, привлечение дополнительных сотрудников на 5-ю смену и т.п.).

Иными словами, кетеринг, выступающий оператором на рынке бортового питания какого-либо аэропорта, имея значительный запас мощностей, рабочей силы, финансовых ресурсов, не выходя на смежные рынки, теряет возможность улучшить свои финансовые показатели деятельности. Однако на этапе, предшествующему выходу на тот или иной рынок организации питания необходима проработка таких важных вопросов, как:

анализ сезонности нового рынка (опасность наложения колебаний спроса на основном рынке кетеринга и смежном);

анализ доходности деятельности на смежном рынке и влияния на финансовые показатели предприятия;

анализ ресурсов и потенциала предприятия.

Что касается внешней среды, то в данном случае можно отметить следующие моменты, оказывающие влияние на деятельность предприятия:

Отсутствие конкуренции на рынке питания: до настоящего момента единственным поставщиком бортпитания является ЗАО "Домодедово Эр Сервис";

Наличие гарантированного рынка сбыта: по законодательству авиакомпании обязаны предоставлять пассажирам рационы питания, т.е. заказами фабрика обеспечена.

Несмотря на подобные "радужные" перспективы предприятию не стоит отметать угроз. Взять, к примеру, аэропорт "Шереметьево". Помимо основного поставщика ("АЭРОМАР") поставки питания осуществляют ещё 3 организации!

Для целей сохранения конкурентных преимуществ и их наращивания, недопущения неудовлетворённости авиакомпаний и, как следствие, уход к иным поставщикам питания должен служить план маркетинга предприятия.