Понятие сегментирования рынка

Целевой маркетинг требует проведения трех основных мероприятий:

1) сегментирование рынка – разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары или комплексы маркетинга. Используют разные способы сегментирования рынка;

2) выбор целевых сегментов рынка – оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами;

3) позиционирование товара на рынке – обеспечения конкурентного положения товара на рынке и разработка комплекса маркетинга.

Последовательность этапов целевого маркетинга представлена на рис.1.1.

Рис.1.1 Мероприятия целевого маркетинга

Рынки состоят из покупателей, различающихся по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношения и привычки. Любую из этих переменных можно использовать для сегментирования рынка.

На рис.1.2 представлен рынок шести покупателей. Поскольку нужды и потребности каждого из них уникальны, значит, каждый может потенциально представлять собой отдельный сегмент рынка. В идеале продавец должен был бы для каждого из них разработать отдельную маркетинговую программу. Например, у производителей ядерных реакторов для атомных электростанций совсем немного покупателей, и фирмы относятся к каждому из них как к отдельному рынку. Это предельная степень сегментирования (рис.1.2 (б)). Многие производители не видят смысла в приспособлении своих товаров для удовлетворения нужд каждого конкретного покупателя. Вместо этого продавец выявляет широкие разряды покупателей, отличающихся друг от друга своими требованиями к товару и/или своими ответными маркетинговыми реакциями. Например, продавец может обнаружить, что потребности меняются в зависимости от уровня доходов покупателей. На рис.1.2 (в) принадлежность каждого покупателя к той или иной группе по уровню доходов обозначена соответствующим номером (1,2 и 3). Покупатели, относящиеся к одному и тому же классу по уровню доходов, отделены от остальных линией. При сегментировании по уровню доходов получается три сегмента, причем сегмент покупателей класса 1 оказывается самым многочисленным. С другой стороны, продавец может усмотреть значительные различия между молодыми покупателями и покупателями более старшего возраста. На рис.1.2 (г) возраст покупателей обозначен соответствующей буквой (“а” или “б”). Сегментирование по принципу возраста дает два сегмента по три покупателя в каждом. [4]

И наконец, на отношении покупателя к товару может в значительной мере сказаться как уровень доходов, так и возраст одновременно. В этом случае рынок можно разделить на пять сегментов: 1(а),1(б),2(б),3(а),3(б). Из рис.1.2(д) видно, что в сегменте 1(а) два покупателя, а в остальных сегментах - по одному. При сегментировании рынка на основе большего числа параметров точность каждого отдельного сегмента повышается. При этом число их растет, а “населенность” каждого уменьшается.

Рис.1.2 Разновидности сегментирования рынка

А. Отсутствие сегментирования. Б. Полное сегментирование. В. Сегментирование по признаку уровня доходов Г. Сегментирование по возрастным группам Д. Сегментирование по уровню доходов