Методика оценки конкурентоспособности предприятия на основе концепции "4Р"

Конкуренция – это эффективный и доступный метод экономического контроля, так как стоит обществу минимальных затрат. Такой контроль мотивирует производителя сокращать издержки и цены, увеличивать объем сбыта, конкурировать за заказы и потребителя, повышать качество продукции.

Масштабный кризис в экономике приводят к активизации менеджеров предприятий по поиску эффективных и антикризисных решений. Текущие тенденции повышают риски для предприятия при принятии не эффективных или ошибочных управленческих решений. Одним из инструментов решения этих проблем является разработка и реализация конкурентных стратегий. В этом случае для принятия правильного управленческого решения и минимизации рисков необходимо измерять конкурентоспособность. Снижение рисков предприятия закладывается на стадии измерения конкурентоспособности и разработки конкурентных стратегий.

Целью хозяйствующих субъектов является обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг, так как финансовое благополучие организации следует за конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, т.е. товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей.

Для целей управления конкурентоспособностью необходимо наличие объективного инструмента ее оценки. В настоящее время общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций нет. Зарубежный опыт в этой области крайне скудно освещается в литературе. Каждая компания оценивает свою конкурентную позицию по своей методике, а суть и эффективность ее применения не афиширует.

Оценка конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию. Большинство методов оценки конкурентоспособности организаций основаны на применении различных коэффициентов для анализа производственной деятельности, финансового положения, эффективности инвестиций и т.д.

В настоящей работе предлагается подход для оценки конкурентоспособности организаций (КСП) с точки зрения концепции "4Р".

Для практического применения и простоты анализа КСП используется качественная пятибальная шкала, в которой граничные условия задаются наилучшим и наихудшим положением по критериям.

Формальные примеры оценок приведены в таблице 1:

Таблица 1. Анализ КСП на основе концепции "4Р"

Факторы конкурентоспособности предприятия

Рейтинг, баллы

Предприятие

К1

К2

К3

"1Р" - продукт

Качество

3

2

2

3

Технические параметры

4

2

2

4

Срок службы, Гарантийный срок

2

2

2

3

Безопасность

2

2

2

3

Уровень сервиса

4

2

2

4

"2Р" - цена

Уровень цен

3

2

2

3

Условия оплаты

4

2

2

4

Условия кредита

2

2

2

3

Виды скидок

2

2

2

3

Процент скидки

3

2

2

3

"3Р" - каналы сбыта

Степень охвата рынка

3

2

2

3

Регионы сбыта

4

2

2

4

Интенсивность каналов сбыта

2

2

2

3

Управление запасами

2

2

2

3

"4Р" - продвижение на рынке (маркетинговые коммуникации)

Каналы рекламы

3

2

2

3

Адресная работа с промышленным покупателем

4

2

2

4

Бюджет рекламы

2

2

2

3

Паблик рилейшнз

2

2

2

3

Сумма значений рейтингов

54

38

38

62

Нормированный индекс рейтинга

КСП

54%

38%

38%

62%

Перейти на страницу: 1 2