Задачи анализа розничного товарооборота предприятий торговли

Для устранения отмеченных недостатков может быть использована одна из разновидностей метода экономико-математического моделирования – поэтапный метод планирования структуры товарооборота.

При этом исходят из того, что наибольшей устойчивостью и достоверностью обладают расчеты по большим группам товаров. Поэтому более правильным будет переход от расчета товарооборота по большим товарным группам к расчету более мелких, вплоть до отдельного товара.

На первом этапе все товары разбиваются на укрупненные товарные группы, находится зависимость товарооборота по укрепленной товарной группе от общего объема товарооборота торгового предприятия:

Zi = a + bу , (30)

где,

Zi – товарооборот по i-й укрепленной товарной группе, руб.;

У – общий объем товарооборота торгового предприятия, руб.

Затем укрупненные товарные группы разбиваются на отдельные подгруппы товаров и находится зависимость товарооборота по подгруппе товаров от товарооборота по укрупненной товарной группе:

Кj = a + bZi , (31)

где,

Кj – товарооборот по j-й подгруппе товаров, руб.

Наконец, определяется зависимость товарооборота по отдельным товарам от товарооборота по подгруппе товаров:

Lf = a + b Кj , (32)

где, Lf – товарооборот по f-му товару, руб.

При расчете структуры товарооборота поэтапным методом возникает необходимость всю массу товаров разбить на ряд товарных групп. В эти группы следует объединять товары, идентичные по своему качественному составу, биологическим свойствам, способу потребления, роду удовлетворяемых потребностей, а также взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары.

На первом этапе выделяются продовольственные и непродовольственные товары. Затем из продовольственных и непродовольственных товаров выделяется ряд укрепленных товарных групп. Среди продовольственных товаров, например, могут быть выделены следующие укрупненные группы, включающие товары, родственные по биологическим свойствам и характеру удовлетворяемых потребностей:

продукты животного происхождения;

сахар и кондитерские изделия;

хлебопродукты;

овощи, фрукты;

алкогольные и безалкогольные напитки.

Среди непродовольственных товаров можно выделить следующие

укрупненные группы товаров:

предметы одежды (включая ткани и обувь);

товары культурно-бытового и хозяйственного обихода;

предметы санитарии и гигиены;

галантерейные товары;

прочие непродовольственные товары.

На следующем этапе каждую из этих укрупненных товарных групп

следует разбить на более мелкие подгруппы, в которые целесообразно включать товары, более тесно связанные между собой признаками взаимозаменяемости, сопряженности и т.п. Например, укрепленная группа продуктов животного происхождения может быть разбита на следующие отдельные подгруппы товаров: мясопродукты, рыбопродукты, жиры, молочные продукты.

Аналогичным способом разбиваются и укрупненные группы непродовольственных товаров. Так, укрепленная группа предметов одежды может быть разбита на ткани, одежду и белье, трикотажные изделия, обувь.

Такое последовательное разукрупненное товарных групп в конечном счете приводит к выделению отдельных конкретных товаров.

Поскольку в представленных моделях в качестве аргумента каждый раз используется товарооборот по более крупной группе товаров вплоть до общего объема товарооборота торгового предприятия, это позволяет при планировании оборота по конкретному товару учесть факторы, не только определяющие тенденцию реализации данного товара, но и влияющие на общий объем товарооборота, что значительно уточнят расчет структуры оборота.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7