Определение спроса и предложения на рынке конкретного товара

В зависимости от данных факторов формируется поведение потребителей — ответная реакция потребителя на комплекс условий, формирующих его мотивацию к объекту, целям покупки, времени и месту покупки, к организации продаж и сервисного обслуживания. Важно определить основные типы поведения индивидуальных потребителей в зависимости от усилий по поиску информации и частоты покупки (рис. 2).

Рисунок 2. Типы поведения покупателей при принятии решения о покупке

Корпоративные покупатели (покупатели от имени организации)

— совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги производственно-технического назначения, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду, поставляемых другим потребителям. Факторы, влияющие на поведение корпоративных покупателей:

* факторы окружающей среды (уровень первичного спроса, экономическая перспектива, стоимость получения займов, условия поставки, темпы НТП, развитие политических событий и методов регулирования, развитие конкуренции);

* организационные факторы (цели, политика фирмы, методы работы, организационная структура, внутриорганизационные системы);

* межличностные факторы (полномочия, статус, сопереживание);

* индивидуальные факторы (возраст, образование, должность, тип личности, отношение к риску).

Возможны 4 варианта сотрудничества покупателя и поставщика (рис.3).

 

Степень воздействия на прибыль покупателя

Отличительные преимущества поставляемого товара

 

Низкая

Высокая

Высокие

Избранный поставщик (покупатель хочет длительных отношений, главное для покупателя – характеристики товара и услуги)

Стратегическое партнерство (покупатель хочет интенсивного и долгосрочного сотрудничества)

Низкие

Постоянный поставщик (регулярные закупки небольших объемов, следует стремиться сократить количество поставщиков и упростить процедуру заказа)

Поставщик крупных партий стандартных товаров (сильное ценовое давление, есть возможность ухода к конкуренту)

Рисунок 3. Матрица взаимоотношений покупателя и поставщика (Дойль П.)

Профессиональные торговцы (посредники)

— являются разновидностью корпоративных потребителей, т.к. используют приобретенный товар для организации и осуществления бизнес-процессов с целью удовлетворения потребности в получении прибыли.

Предложение

— это количество товаров, предлагаемых производителем для продажи на рынке.

Товар

— совокупность достоинств и свойств, предлагаемых для удовлетворения определенной потребности человека.

Принято выделять потребительские товары, потребительские услуги, товары производственного назначения и услуги производственного назначения. Все товары также делят на товары длительного, краткосрочного пользования и услуги.

Перейти на страницу: 1 2 3 4