Уровень использования маркетинговой информации на предприятиях отрасли строительных материалов

Рис. 3.3. Основные потребители маркетинговой информации на предприятии

С целью определения роли маркетинговой информации в деятельности компании мы попытались выявить основных потребителей информации о рынке. Наибольший уровень межфункциональной интеграции на базе маркетинговой информации (определяется количеством подразделений, использующих в своей работе маркетинговую информацию) наблюдается на заводах, которые являются лидерами рынка. Практически на всех предприятиях сведения о рынке поступают в отдел маркетинга, в отдел сбыта и в производственный отдел. На средних и малых предприятиях потребности в маркетинговой информации у различных служб возникают значительно реже, но основными потребителями являются те же функциональные подразделения (маркетинг, сбыт, производство). Опрос показал, что более других подразделений маркетинговой информацией пользуется отдел сбыта. На крупных предприятиях этот отдел стоит в одном ряду с маркетингом и производством. На мелких и средних предприятиях данный отдел частично выполняет функции отдела маркетинга (в случаях его отсутствия). Меньше всех остальных служб маркетинговую информацию в своей работе используют отделы логистики и службы материального обеспечения. Данный отдел в ряду потребителей маркетинговой информации был упомянут только тремя крупными и одним средним предприятием. Основной причиной такой ситуации является организация работ под внутреннего заказчика, без ориентации на потребителя.

Рис. 3.4. Периодичность поступления наиболее востребованной

маркетинговой информации

Основные игроки рынка строительных материалов получают наиболее важные маркетинговые сведение ежедневно. В том же режиме информацию о рынке получают примерно половина средних компаний и 20 % малых предприятий. Ежемесячные отчеты в своей работе используют около 70 % заводов всех категорий (крупные, средние, малые). Также некоторыми предприятиями используются еженедельные отчеты, но ключевой роли в системе информационного обеспечения они не играют. Это позволяет сделать выводы о том, что интенсивная конкурентная борьба вынуждает участников рынка ежедневно отслеживать тенденции в поведении потребителей и конкурентов. По мере того, как снижается конкуренция на рынке товаров анализируемой компании, сокращается и частота обновления маркетинговой информации (от ежедневной к ежемесячной).

Рис.3.5. Основные инструменты, используемые для хранения

и обработки маркетинговой информации.

Важной частью маркетинговой информационной системы являются технические средства и информационные технологии, используемые на предприятии. В своем исследовании мы рассматривали четыре основных уровня развития инструментов работы с маркетинговой информацией: стандартные функции MS Excel; база данных, спроектированная по заказу отдела маркетинга; готовый лицензионный программный пакет маркетингового анализа; аналитический блок корпоративной информационной системы. Абсолютно все малые предприятия используют в своей работе только MS Excel. Большинство средних предприятий также используют для хранения и обработки маркетинговых данных MS Excel. Лишь четыре из тридцати одного опрошенного предприятия имеют в распоряжении маркетинговые базы данных. В развитых компаниях чаще всего для работы маркетинговой информацией используются базы данных (42,86 %), не-много меньше компаний пользуется функциями MS Excel. Достаточно редко на предприятиях отрасли строительных материалов используются специализированные программы маркетингового анализа. Корпоративная информационная система, как единое информационное поле компании, объединя-ющая все основные подразделения компании, внедрена лишь на одном из опрошенных нами предприятии. В целом, можно сказать о низ-ком уровне развития информационных технологий на предприятиях, про-изводящих строительные материалы, но лидеры данного сектора эконо-мики уже приступили к освоению более продуктивных и менее трудо-емких инструментов работы с данными.

Перейти на страницу: 1 2 3 4