Суть и графическое изображение модели управления запасами в условиях оптовых скидок

Управление запасами – это определенный вид производственной деятельности, объектом которого является создание и хранение запасов.

Основная цель управления запасами на предприятии – снижение общей суммы ежегодных затрат на содержание запасов до минимума при условии удовлетворительного обслуживания клиентов.

Практика управления запасами состоит в изменении условий или в разработке мероприятий с целью уменьшения общей ежегодной суммы затрат на обеспечение запасов. Объем капиталовложений в запасы, необходимых для удовлетворения предполагаемого спроса, и ежегодная сумма затрат на формирование запасов зависят от совокупности различных мероприятий, условий и решений. Для начала рассмотрим влияние на ежегодную общую сумму затрат для обеспечения запасов следующих видов деятельности:

- проектирование изделий;

- выбор оборудования;

- выбор места для предприятия;

- размещение складов;

- выбор поставщиков;

- выбор методов транспортировки товара;

- выбор методов организации и управления производством; определение объема поставок;

- подготовка данных для прогноза.

Цель управления запасами – удерживать на минимальном уровне ежегодную общую сумму затрат на обеспечение запасов. Как же определяется эффективность управления запасами? Это зависит от поставленной конкретной задачи.

На практике разработано множество методов, приемов и стратегий управления запасами. Выбор их зависит от особенностей производства, состава используемых показателей для целей управления, характера взаимодействия с поставщиками материальных ресурсов, организации сбыта готовой продукции, наличия квалифицированных специалистов в области управления, их технической оснащенности и др.

Принятие решений в условиях существования оптовых скидок

В реальности часто применяются скидки на объем заказа (оптовые скидки): чем больше размер заказа, тем меньшую цену придется уплатить за каждую единицу. В таком случае для того, чтобы определить оптимальный размер заказа, необходимо включить такие скидки в базовую модель. Общая величина затрат на материалы включает в себя стоимость самих материалов, стоимость хранения запасов и стоимость размещения заказов:

где С – исходная цена единицы материала.

Если цена единицы материала не зависит от размера заказа (т.е. скидок нет), включение в формулу стоимости самих материалов не повлияет на оптимальный размер заказа, а кривая суммарных издержек сместится вверх на постоянную величину.

Если же поставщик предоставляет оптовые скидки, цена единицы материала будет зависеть от размера заказа, а в функции суммарных затрат появятся точки разрыва.

Параллельные кривые издержек (по одной на каждый уровень цен) представлены на рис. 1. В точках, соответствующих минимальному размеру заказа, для которого предоставляется скидка, величина издержек «перескакивает» с одной кривой на другую. Из графика видно, что оптимальное значение размера партии может находиться либо в минимальной точке одной из кривых, либо в одной из точек разрыва, поэтому в условиях предоставления оптовых скидок последовательность анализа следующая:

1. Определить оптимальный размер заказа для каждого уровня цен q0i, где i – индекс соответствующей кривой.

2. Проверить, попадают ли найденные значения q0i в область соответствующего размера скидки, т.е. в область, где издержки описываются кривой с индексом i.

Перейти на страницу: 1 2