Операционная маркетинговая информация как основа межфункциональной интеграции подразделений предприятия

Рассмотрим общую схему осуществления товарно-материального обмена в процессе деятельности предприятия на рынке (рис. 2.1).

Основными элементами предложенной схемы являются финансовая служба, служба снабжения, производственная служба и сбытовая сеть предприятия, а также потребители. Взаимодействие между ними происходит посредством материальных и финансовых потоков. Финансовая служба распределяет денежные средства на выплату вознаграждений работникам, погашение кредитов, приобретение основных фондов, инструментов, сырья и материалов. Приобретенные материалы от службы снабжения поступают в производство. Произведенная продукция распределяется по сбытовой сети. Через торговые представительства и посредников товары приобретаются потребителями, а в компанию поступают денежные средства. На этом этапе цикл обмена замыкается.

Рис. 2.1. Общая схема товарно-материального обмена в процессе деятельности предприятия

Компоненты схемы расположены иерархически. Ключевым звеном данной схемы является потребитель. Учет его предпочтений является основой рыночной борьбы. Удовлетворение потребностей клиентов происходит за счет запасов товаров на складах магазинов. Широкий и полный ассортимент продукции в торговых представительствах обеспечивается посредством грамотно построенной производственной программы. В свою очередь планы производства должны быть обеспечены всем необходимым сырьем и материалами. Приведенные элементы и связи между ними (три основных взаимодействия) будут далее проанализированы.

Удовлетворение потребителей в равной степени зависит от качества работы всех подразделений предприятия. Рассмотрим более детально особенности процесса обеспечения по описанным выше взаимодействиям в условиях многономенклатурной производственно-сбытовой системы. Согласно схеме товарно-материального обмена звенья более низкой иерархии являются обеспечивающими по отношению к вышестоящим. Директивой для обеспечивающей подсистемы является дефицит (размер заказа) потребляющей подсистемы. Мы рассмотрим процесс обеспечения товарами сбытовых подразделений – распределение имеющейся готовой продукции по торговым представительствам.

В методических разработках современного менеджмента существует ряд показателей, характеризующих уровень обеспечения определенного дефицита складскими запасами. Рассмотрим наиболее распространенные показатели.

Профессор И.К. Беляевский приводит ряд показателей статистики товарных запасов – доля переходящего запаса, среднедневной товарооборот, обеспеченность товарооборота товарными запасами, запасоемкость [14, c. 485–492].

Для учета роли переходящего остатка используется доля переходящего запаса. Показатель характеризует долю фактического наличия товаров на предприятии на определенную дату (начало отчетного периода) в общем объеме созданных остатков:

, (2.1)

где – доля переходящего остатка; – товарные запасы на начало периода; – все формы и виды поступлений товаров за счет всех источников.

Для сопоставления изменяющейся во времени величины товарных запасов с товарооборотом используется показатель обеспеченности товарооборота (или период оборачиваемости запасов в днях). Он является относительным показателем и представляет собой количество дней, на которое хватит запаса при известных объемах потребления. Показатель помогает планировать пополнение запасов до полного их исчерпания.

, (2.2)

где – обеспеченность товарооборота i-го товара запасами этого товара; – запас i-го товара на складе; – среднедневной товарооборот i-го товара.

Для расчета данного показателя по группе товаров формула будет иметь следующий вид:

, (2.3)

где – средняя обеспеченность товарооборота товарными запасами.

, (2.4)

где – объем товарооборота i-го товара; – число дней в периоде.

Перейти на страницу: 1 2 3 4